Как полоцких фальшивомонетчиков сварили в котле
Доктор исторических наук, профессор кафедры археологии исторического факультета БГУ известнейший нумизмат Валентин Рябцевич, издавший не одну монограмму, посвященную кладам в Беларуси, считает, что найденные, а тем более ненайденные сокровища - бесконечная тема для исследований и размышлений.
- Клады, - говорит Валентин Наумович, - они, как вклады, были разного накопления. Длительного - когда легенда о спрятанных ценностях передавалась от отца к сыну, от сына к внуку, и разовые, спрятанные однажды и сгинувшие для своего хозяина навсегда.
Одна из последних находок, которую профессор считает поистине сенсационной, обнаружена на Березине, близ деревни Студенка. Экспедиция тогда искала, по традиции, следы пребывания здесь французов - в этом месте, по легенде, была переправа Наполеона. Находка ошеломила: на месте старой поймы в речном песке были обнаружены останки викинга. Точнее, то металлическое имущество, которое не успело истлеть за тысячу лет. При нем был очень редкий нормандский меч, от которого сохранились фрагменты лезвия, изумительная по красоте рукоять с серебряной инкрустацией, также у странника был набор гирек для взвешивания золота и порядка 280 арабских дирхем. Раннесредневековая Европа пользовалась монетами мусульманского мира. На Руси это и были первые монеты. Есть целые и фрагментированные. Сумма при викинге была приличная. Чего искал тот викинг в нашем краю - Бог знает. То ли в стычке погиб, то ли пал жертвой разбойников, но находка эта стала уникальной.
- Такого комплекса не зафиксировано нигде на всем Европейском континенте, - до сих пор восхищен профессор Рябцевич. - После обработки этот клад был передан в Национальный музей истории и культуры.
А вообще большинство кладов, найденных в Беларуси, - фальшивки. И монетные дворы, которые были расположены на территории нашей страны, как это ни обидно, были подпольные.
- Когда я работал еще над кандидатской диссертацией, - вспоминает Валентин Наумович, - то нашел весьма интересный документ. 24 января 1493 года магистр Ливонского ордена (территория современных Латвии и Эстонии) рассылает по городам грамоту: "Любезные бюргеры, будьте осторожны. В Риге схвачены двое русских, прибывших из Полоцка, который в Литве. Они привезли с собой половину ласта шиллингов, подражающих нашим". Половина ласта - это 960 килограммов. Один шиллинг весит около 1 грамма. Посчитайте, какую партию привезли в Ригу. Казнь для фальшивомонетчиков была обычная - их сварили в котле с кипящим маслом. Я опубликовал этот документ и "для красоты штиля" написал, что рано или поздно эти монеты должны появиться. И вот однажды мне показывают явно фальшивую монету - пытаюсь разобраться, кому бы она могла принадлежать, и вдруг меня осенило, что это и есть монета с того фальшивомонетного завода. Клад был найден и разошелся по рукам. Сейчас мы работаем в Полоцке над поиском места этого монетного двора. Думаю, находка будет претендовать на сенсацию. Так что эти монеты, которые вы держите сейчас в руках, и есть первые наши деньги. Пускай фальшивые, зато наши!
Однажды мне пришлось готовить доклад к международному нумизматическому конгрессу на тему: "Фальшивомонетчики прошлого и настоящего". Когда я его писал, был просто горд! Наши фальшивомонетчики если и не были самыми первыми в Европе, в пятерку входили наверняка! Практически в каждом кладе, обнаруженном на нашей территории, обязательно есть хоть несколько фальшивых монет. А бывают и совсем удивительные. В нашем музее хранится один медный клад XIX века, оценить который я даже затрудняюсь. Таких монет нет больше нигде в мире, ни в одном музейном хранилище. А у нас - более 400! Безобразные медные монетки, которым цены нет. В Рогачеве на месте старой корчмы были обнаружены остатки бочонка, в котором лежал завернутый в ткань слипшийся комок зеленых монет. Оказалось, что это фальшивые монеты периода польского восстания 1830 - 1831 годов, когда пытались возродить Речь Посполитую. В осажденной царским войском Варшаве начинают чеканить собственные шиллинги с гербом Речи Посполитой. Такие в нумизматике называются "монетами чрезвычайных обстоятельств". Это была политическая акция, декларация непокорности. После подавления мятежа эти монеты были изъяты из обращения - кладов с ними нет. А в Рогачеве - целый бочонок, да еще и поддельных! Я на сессии в Эрмитаже рассказал об этом кладе - это была настоящая сенсация. Более того, удалось доказать, что монеты были изготовлены не ранее 1832 года, когда восстание было подавлено! Вот такие шутки порой выкидывает история...
http://www.sb.by/print/post/25148/
Дата публикации: 01.02.2003
Как полоцких фальшивомонетчиков сварили в котле
Модератор: Захар